Мадхьямика

Воззрение очень важно, оно закладывает фундамент мышления. Только изменив воззрение можно уже избавится от половины неблагой кармы. В этом смысле полезно иметь гибкое воззрение, и абсолютно гибкое воззрение исходит из естественного состояния. Это воззрение настолько прекрасно, что оно трудно выражается словами. Даже Будда Шакьямуни не смог дать подходящего сосудам учения о воззрении сокрыв Сутру Сердца, ожидая прихода Нагарджуны и взращивания сосудов для понимания объяснений. Какое счастье родится в век, когда мы можем воспринимать учение о воззрении.

Буддизм находится посреди двух вопросов: главного вопроса западной философии сводящийся с дихотомии идеализм-материализм, а также вопроса связанный с принципиальной познаваемостью.

С точки зрения современных воззрений буддизм напоминает смесь субъективного идеализма основоположниками которго можно считать Канта, Фихте, Беркли, а также безатомного относительного материализма, постулирующего материальность мышления.

Нагарджуна, комментируя Сутру Сердца, развивает линию срединного пути начерченой Буддой Шакьямуни, запредельную не только мирской и аскетический жизни, но и запредельную существованию и не-существованию феноменов. На примере трех времен показывается, что настоящее обусловлено несуществующими понятиями прошлого и будущего, таким образом все существующие феномены являются причинно-условно существующими, существование которых поддерживается взаимозависимым возникновением. Кроме того, Нагарджуна показывает в Мадхьямике, что невозможно описать абсолютную истину концептуальными понятиями, которые всегда оказываются относительными друг другу. Таким образом пустотность феноменов и их взаимозависимость являются двумя качествами одного.

С абсолютной же точки зрения, Нагарджуна описывает истину, как единство нирваны и самсары. Понимание этой истины подобно орлу, который планирует в небе, не взмахивая крыльями, однако попасть на высоту можно только научившись махать.

Ограниченно трактовав Нагарджуну, Мадхьямика pазделилась на две школы — Мадхьямика-Сватантpикy (Бхававивека, Камалашила, Шантаpакшита) и Мадхьямика-Пpасангикy (Аpьядэва, Бyддхапалита, Чандpакиpти). Последняя, благодаря адвокатской поддержке Чандракирти, послужила основой философской школы Гелуг (и Кагью), фокусируя фоззрение на абсолютной истине и применяя критический подход к относительному мышлению, доказывая его несостоятельность и противоречивость.

Йогачара, в отличии же от Прасангики, активно использовала интрументы мышления, для его освобождения, чем породила не только множество эзотерических конструкций, свойственных школе Ньингма, но и разработала систему категоризации абсолютной истины. Благодаря Шантракшите, Йогачара вместе с воззрением Сватантрики-Мадхьямики, допускающим конструктивные концептуальные "философские" разработки, послужили основой для производной -- Йогачарьи-Сватантрики-Мадхьямики, которая преподавалась Шантракшитой в Тибете во времена Трисонг Децена и Падмасамбхавы.

Именно эта сутрическая традиция, Йогачара-Сватантрика-Мадхьямика используется в Ньингма. Относительная истина здесь трактуется согласно воззрению Читтаматры. Категоризированая абсолютная истина здесь трактуется согласно Саутантрике-Сватантрика-Мадхьямики. Некатегоризированная абсолютная истина здесь трактуется здесь согласно Прасангике. Таким образом здесь собраны все воззрения.